Главная Поиск Акции Магазин
Главная / Правильное питание / Как правильно питаться / Состав продукта – как читать этикетки? [Ч №1]

Состав продукта – как читать этикетки? [Ч №1]

4h969Fo
Перевести статью на:

Добрый день, веселый час, рады видеть вас у нас! Этой заметкой мы открываем осенний питательный цикл статей, и в эту пятницу поговорим про состав продукта. По прочтении вы узнаете, как читать и понимать этикетки продовольственных товаров, что делается на полках наших супермаркетов и каких изменений стоит ожидать в ближайшее время.

Состав продукта. Как читать этикетки 2022

Итак, если все в сборе давайте начинать. Поехали!

Всё, что надо знать про состав продукта в теории

Правильное питание начинается с правильной продуктовой корзины – тех продуктов, которыми мы кормим себя и свою семью. На пп можно сидеть, как на диете, либо сделать его своим образом жизни. Хотим поинтересоваться, что для вас есть правильное питание? Наверняка вы ответите, что это 100% натуральные продукты, без химии. Однако стоит понимать, что при сегодняшнем количестве магазинов и ассортименте товаров производителям просто не обойтись без пищевых добавок. В противном случае все бы портилось за считанные дни и даже часы, так и не доехав до прилавков магазинов, а производители терпели бы колоссальные убытки. Но вот в чем парадокс - не обойтись без пищевых добавок и нам. А все потому, что нам нужен продовольственный товар с высокими потребительскими характеристиками.

Также стоит иметь ввиду, что 100% натуральные продукты, их еще называют органическими, далеко не всем по карману. К финансовой составляющей добавляется проблема поиска эко-продуктов. Особенно проблема актуальны для отдаленных регионов нашей страны.

Поэтому в данной статье мы под правильным питанием будем подразумевать те продукты, которые можно купить в обычных продуктовых супермаркетах, но с поправкой на их правильный выбор - умение читать состав. Что же, давайте ближе к делу!

Примечание:
Для лучшего усвоения материала все дальнейшее повествование будет разбито на подглавы

Маркировка продовольственных товаров

ПП – это, в первую очередь, дополнительное время (от 10 минут до 2 часов) к вашему обычному походу в продуктовый магазин. Почему так? Потому что при таком подходе мы выбираем продукты по принципу “прочитай состав – найди близкий к натуральному”.

4h969Fo

Вообще, что касается маркировки продовольственных товаров, то она подчиняется техническому регламенту ТР ТС 022/2011 («Пищевая продукция в части маркировки») и его корректировкам. Именно этот документ обеспечивает защиту прав потребителей, обязывая производителей на каждой единице отпускаемой продукции указывать основные данные об изделии. Давайте разберемся, что это за данные.

Маркировка подразумевает под собой отображение на товаре основной информации о его характеристиках и свойствах. Реализуется это через надписи, рисунки, спецсимволы и знаки. Все эти сведения должны быть на виду у покупателя, потому что по ним мы и выбираем тот или иной продукт. Вот что должно быть указано на упаковке:

  • название изделия (1);
  • состав (за исключением свежих овощей и фруктов);
  • количество/масса (3);
  • дата изготовления (4);
  • срок годности (5);
  • условиях хранения (6);
  • данные о производителе и импортере;
  • показатели пищевой ценности;
  • сведения о наличии в товаре ГМО (генно-модифицированных организмов).

Вот как это выглядит на практике:

маркировка пищевых продуктов, пример

Примечание:

Случается так, что информацию о товаре невозможно прочитать. Например, буквы смазались, повредилась часть этикетки или просто вся информация на иностранном языке. В таком случае вы вправе потребовать этот же продукт, но с ненарушенными выходными данными

Идем далее и выясним…

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Чем полезна хурма и 🍊 мандарины?

Как правильно читать этикетки продовольственных товаров, на что обращать внимание?

Итак, представим себе такую ситуацию. Мы пришли в продуктовый, взяли в руки товар и вот на что следует обратить свое внимание:

  1. кричащие лозунги. На лицевой стороне крупным текстом прописываются “цеплялки” – та информация, которая в тренде и часто муссируется в СМИ, рекламе на TV. Примеры таких надписей: фермерский продукт, низкокалорийный, содержит омега-3 жиры. Давно доказано, что добавление заявлений о работоспособности продукта, заставляет людей полагать, что продукт более здоров, чем тот же продукт, в котором нет этого заявления;
  2. состав/список ингредиентов. Ингредиенты продукта перечислены по их количеству, процентному содержанию, от наибольшего к наименьшему. Первые две-три позиции состава –“костяк” продукта, а все остальное - “сдача” и составляет всего несколько процентов;
  3. масса нетто. Масса товара без упаковки;
  4. пищевая/питательная ценность. БЖУК – белки, жиры, углеводы и калорийность. Эта информация указывается на 100 гр продукта. Если масса нетто составляет 500 гр., то выкладка по общей питательной ценности всего продукта будет: БЖУКх5;
  5. написано одно, а по факту другое. Часто людей, особенно начинающих ЗОЖ-ников, ловят на их желании купить пп-продукты и низкой осведомленности в отношении них. В частности, производителю достаточно набить на товар определенные надписи и его точно купят. Например, это могут быть маркетинговые термины, связанные с улучшением здоровья. Они часто используются, чтобы ввести потребителей в заблуждение.

Этого набора из пяти правил уже вполне достаточно, чтобы выбрать более-менее качественный близкий к натуральному продовольственный товар. Кому этого окажется мало, мы подготовили специальный словарик терминов, используя которые, производители могут перевести товар из категории "бесполезные" в "полезные". Вот какие надписи можно встретить на этикетке товаров:

  • light/легкий. Продукты содержат меньше жира и калорий. Некоторые из них просто разбавляются водой. Пример: Coca-cola light;
  • low-calorie, diet/низкокалорийный. Низкокалорийные продукты должны иметь на 1/3 меньше калорий, чем оригинальный продукт бренда. Тем не менее, низкокалорийная версия одного бренда может иметь те же калории, что и оригинал другого бренда;
  • low-fat/низкий уровень жирности. Эта метка обычно означает, что количество жира было уменьшено за счет добавления бОльшего количества сахара;
  • low-carb/c низким содержанием углеводов. Как правило, представляют собой переработанные нездоровые продукты, аналогичные обработанным продуктам с низким содержанием жиров;
  • multigrain/мультизерновой. Означает, что продукт содержит более одного типа зерна. Скорее всего, это очищенные зерна - если продукт не помечен как цельное зерно;
  • whole grains/цельнозерновой. Продукт может содержать очень мало цельного зерна (если в составе оно стоит далее третьего места). Обычно на прилавках магазинов находятся продукты, например, хлеб, цельные зерна которого были измельчены в муку;
  • natural/натуральный. Не обязательно означает, что продукт имеет исключительно естественное происхождение (как есть, без обработки). Пример: 100% натуральный яблочный сок;
  • organic/органический. Термин, который абсолютно ничего не говорит о том, является ли продукт здоровым/полезным или нет. Пример: органический сахар = столовый сахар;
  • no sugar/без сахара. Продукт без сахара вовсе не означает, что он является здоровым и полезным. В него могут быть добавлены вредные заменители сахара. Пример: она жует свой Орбит без сахара :);
  • обогащенный. Означает, что в продукт были добавлены некоторые питательные вещества (что не делает его здоровым/правильным). Пример: йогурт, обогащенный витамином D;
  • gluten-free/не содержит глютен. Продукт не содержит пшеницы, полбы, ржи или ячменя. Многие безглютеновые продукты подвергаются высокой обработке и содержат вредные для здоровья жиры и сахар. Обычно их изготавливают из высокоочищенных крахмалов с высоким гликемическим индексом: кукурузный или картофельный крахмал, и также могут содержать сахар. Безглютеновый не значит здоровый;
  • фруктовый вкус. Многие обработанные пищевые продукты имеют название, которое относится к натуральному вкусу. Тем не менее, продукт не может содержать фрукты или ягоды - только химические вещества, имитирующие их вкус. Пример: йогурт с клубничным вкусом;
  • zero trans fat/ноль транс-жиров (гидрогенезированный жир). Эта фраза означает менее 0,5 грамма трансжира на порцию. Если  порция маленькая, то продукт все еще содержит трансжиры.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Гречка в бодибилдинге: роль в наборе массы

Отдельной строкой хочется остановиться на сахаре в составе продукта. Если напрямую вы не видите этого слова, это совсем не означает, что сахара в составе нет. Вот под какими названиями он может шифроваться: коричневый, тростниковый, кокосовый, финиковый, инвертный, сахарная пудра, сахароза. Если типы сиропов, то: сироп рожкового дерева, золотой сироп, кукурузный сироп, солодовый сироп, кленовый сироп. Также к сахарам относятся: ячменный солод, патока, лактоза, фруктоза, галактоза, глюкоза, дисахариды, декстран, мальтодекстрин, мальтоза.

Примечание:

Часто в фейкшоколаде сахар стоит на первом месте. Также там может быть, например, патока или кокосовый сироп. Чем больше подобных названий вы насчитаете в продукте, тем слаще, но короче будет ваша жизнь

Следующее на очереди это…

Как правильно читать этикетки продовольственных товаров: пищевые добавки

Скажите как на духу, вот купили бы вы продукт в составе которого есть пищевые добавки? Смеем предположить, скорее всего нет. А мы да, легко купили бы такой продукт. Думаете, что мы получим меньше пользы и больше вреда от такого своего выбора? Давайте разбираться.

Пищевые добавки – вещества, добавляемые в технологических целях в продукты в процессе производства, упаковки, транспортировки или хранения для придания им желаемых свойств. На этикетке товара и в составе их может быть любое количество. Дело в том, что добавки бывают разные: от вредных (и их большинство) до нейтральных и даже полезных. Поэтому нужно уметь в них разбираться, а для этого запомнить следующее.

Существуют следующие виды/классы Е-добавок.

виды, классы пищевых добавок

Производители могут добавлять в свой продукт, как натуральные (или им идентичные), так и искусственные пищевые добавки.

Вот продукт с какими добавками в своем составе мы бы купили:

  • с номером 100: Е100/куркумин, Е101/рибофлавин/Витамин B2, Е140/хлорофилл, Е160а/каротин, Е160b/экстракт аннато, Е160d/ликопин, Е162/свекольный бетанин, Е170/карбонат калиция;
  • с номером 200: Е270/молочная кислота; Е202/сорбиновая кислота, Е249-250/нитриты/фиксаторы окраски, Е260/уксусная кислота;
  • с номером 300: Е300/аскорбиновая кислота, Е306–309/Витамин Е, Е322/лецитин, Е330/лимонная кислота;
  • с номером 400: Е406/агар, Е440/пектины, Е410, 412, 415/камедь (в т.ч. рожкового дерева), Е471/моно и диглицериды жирных кислот;
  • с номером 500: Е500/пищевая сода;
  • с номером 900: Е916, 917/кальция и калия йодиды, Е951/аспартам, Е952/цикламат натрия, Е967/ксилит.

Вывод: городскому жителю лучше оставить продукты класса “100% натуральное” своим сельским собратьям, а самому научиться правильно выбирать из того, что предлагают продуктовые маркеты. Избегать продуктов с Е-добавками не стоит (да и не получится), нужно просто знать, какие из них полезны или нейтральны для нашего организма. Теперь вы это знаете.

Идем далее…или не идем? Счетчик показывает 1800 слов, а у нас минул только экватор статьи. Предлагаем не разбирать всю тему целиком сегодня, а перенести ее на следующую пятницу. Согласны?  Возражений не слышим :). Значит, так и поступим. Ну, а пока подведем итоги.

Послесловие

Сегодня мы начали разбирать тему "Состав продукта - как читать этикетки". На первый взгляд может показаться, что тут и обсуждать нечего. Но, как показывает текущая статья, это не так. Мы всегда найдем что ляпнуть. Встретимся через неделю и затрем тему до конца. До связи!

PS. а вы как покупаете продукты? читаете состав?

Cкачать статью в pdf>>

Оцените материал!
Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Автор проекта - Протасов Дмитрий:
  • спортивный стаж 10 лет
  • автор 900+ статей
  • фитнес-эксперт ассоциации ACE (США)
Кто пишет для вас? >>

Задать свой? >>


Подписаться
Уведомить о
guest

2 Комментариев
Популярные
Новые Старые
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Протасов Дмитрий Азбука Бодибилдинга {Azbuka Bodybildinga}
2
0
Задать вопрос/высказать мнение!x
SQL: 249 за 2,729 сек. 101.33 МБ